Top.Mail.Ru

ПЕСНЬ ЛЬДА. БОЛЬШОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО БАЙКАЛУ НА КОНЬКАХ

Большое приключение – самый годный способ растянуть жизнь. Узнать людей за несколько дней так, как-будто вы пробыли рядом годы. Ну ведь точно говорят, что время течет неодинаково в разных ситуациях и местах. И где еще можно услышать себя, убрав все помехи в эфире пространства! Для большого приключения нужны особенная локация и правильное время. Чем дальше, чем сложнее, тем чище и глубже опыт. А если энергия и красота места дополняют горькую сладость преодоления – вы сорвали джек-пот! Мой рецепт настоящего приключения: БАЙКАЛ. ЗИМА. АВТОНОМНЫЙ ПОХОД НА КОНЬКАХ.

Большое приключение – самый годный способ растянуть жизнь. Узнать людей за несколько дней так, как-будто вы пробыли рядом годы. Ну ведь точно говорят, что время течет неодинаково в разных ситуациях и местах. И где еще можно услышать себя, убрав все помехи в эфире пространства!

Для большого приключения нужны особенная локация и правильное время. Чем дальше, чем сложнее, тем чище и глубже опыт. А если энергия и красота места дополняют горькую сладость преодоления – вы сорвали джек-пот! Мой рецепт настоящего приключения: БАЙКАЛ. ЗИМА. АВТОНОМНЫЙ ПОХОД НА КОНЬКАХ.

1.jpg

Небо отражается во льду. Где я сейчас – не пойму…

Трогаться в такое путешествие одному нереально – слишком авантюрно, опасно и одиноко. Собрать свою команду еще сложнее, нужны: опыт и талант организатора, друзья со схожими интересами, запасом времени и тренированностью. Поэтому я ухватился за случайно выпавшее в сети предложение пойти в полную автономку на Байкал. Глаз зацепился за фотку парня с промерзшим бафом на лице и санями за спиной, и он был на коньках! “Так-так” – подумал я и начал раскручивать эту историю.

Фуф, это было прямое попадание прямо в сердце. На коньках я стою уверенно – несколько лет хоккея в детстве. Был в паре походов, но не в зимнем – челлендж. Ну, и после универа назрел кризис с друзьями – все окунулись во взрослую жизнь с головой, не вынырнуть!

Идея накрепко поселилась в подкорке. Я изучил все варианты походов в этих краях. То ночевки только в домиках, то переезды на уазиках, то вся "экспедиция" длится каких-то три дня. А мне, если упарываться, то основательно. Не то… В конце-концов нашел хардкор-поход со “Страной Ветров”. Обещали полный треш на одиннадцать дней. Погнали!

Закрыл глаза, открыл – и я на Байкале. Лежу в спальнике в палатке, вытянув натруженные ноги в сторону печки, и удовлетворенно слушаю сюиту ветра и сопящих носов еще десяти человек. Вот так бывает!

2.jpg

Пролог. Иркутск

Все начинается в Иркутске. Удивительно, утром в самолете ты еще отдельный человек, а вечером – часть большой команды. Вас семнадцать человек, впереди у вас двести километров вокруг острова Ольхон по дикому льду Байкала и общая жизнь на девять дней.

Весь день и вечер мы непрерывно обсуждаем снаряжение, проверяем, настраиваем, пакуем. Будет холодно – нужны теплые, но легкие вещи. Будет больно – нужны каска и защита. Будет море льда – нужно “померяться” коньками. И все это время под шутки-прибаутки мы исподволь приглядываемся друг к другу, прощупываем вопросами – нам выживать вместе! Наш первый гид – Леха, постоянно задвигает истории из прошлых походов, страшные и ржачные. А сам аккуратно, как бы между делом, проверяет настрой команды. Второй гид - Андрюха помогает со снарягой, объясняет что ждать и к чему готовиться.

Команда подобралась отличная. Гоша приехал из Владика, Вера из Мурманска. Питер, Урал, Сибирь – прямо вся карта России. Четверть команды – отчаянные девчонки. Разные люди, с разными историями и опытом. Но все мы оказались здесь, значит нас что-то объединяет!

День первый. Сахюрта

По тряской дороге весело долетели до Байкала. Первое знакомство с ним в Сахюрте – крошечном поселке на берегу безбрежной глади замерзшего пресного моря. Позалипав на эту невероятную красоту – глаз не оторвать, мы впервые расчехлили коньки. Естественный лед – это тебе не выглаженный как зеркало каток! В первые минуты я даже запаниковал, как ехать-то по такому… Из прострации меня выдернул мастер льда – Андрюха, пара советов и дело пошло на лад. Рядом также как и я пыхтели ребята и девчонки. Но мало-помалу у всех стало получаться двигаться сносно и мы от души покатались по льду.

Каталка-каталкой, а быт забирает и в походе. Учимся ставить наш дом. У нас две палатки, две огромных палатки. Я таких раньше даже не видел. В первый раз мне показалось, что ставить их слишком сложно и муторно – мы все замерзнем в первую ночь, не дождавшись тепла.

3.jpg

Супер-палатки с печками. Каждая рассчитана на двенадцать человек.

Нарубили дров на весь поход. Двое саней. Рубили наспор, кто больше. Разошедшихся сибирских парней – Макса и Жеку, еле остановили.

В каждой палатке будет печь и ее нужно будет топить. Печь – это целый культ! Именно она будет отделять нас от ледяной действительности за пологом палатки, отогревать замерзшие пальцы и души.

Все проверили, посчитали, распределили. Тут царили девы, как они находили нужное в этом хаосе для меня загадка. Ночуем на турбазе. С непривычки плохо спалось – гудели ноги от коньков, руки от топора, голова от непрерывного общения. Банька не спасла, но было приятно!

День второй. Остров Огой

Утром снаряжаем сани. У каждого из нас за спиной будут те самые сани с рокового фото. Бойся желаний! На самом деле это очень классный девайс для таких походов, незаменимый. Можно спокойно тянуть сорок килограммов, тяжелый рюкзак за спиной сильно мешал бы при движении. Нужно чуток привыкнуть, но, как показала практика, справляются даже хрупкие, только на вид, девчонки.

4.jpg

Сани в полной загрузке

С упаковкой саней все шло также, как с палаткой. Было смешно вспоминать наши первые потуги к концу похода, когда сани собирались в несколько минут, не глядя. А тут и центра тяжести не смести, и надежно все закрепи. Закончил, а теперь ввязывайся и пошел! Да ладно. Но несколько толчков и вот тяжеленные сани свободно скользят за тобой.

Солнце в зените. Под ногами ледовая картина – шедевр, сплетенный из тысячи трещин и пузырей. Успевай любоваться. В ушах – песнь льда. Это не плагиат, не думайте. Лед реально поет под коньками!

Десять километров отмахал быстро, на эндорфинах. И вот первый привал прямо на льду. Пьём самый вкусный чай в моей жизни. Едим самый вкусный сыр – хрустящий и ледяной. Травим про то, как летелось. Чистый кайф.

5.jpg

Наломы на Байкале

К первой ночевке приходим к закату. Переход был не очень длинный – двадцать километров. Удивительное место – остров, а на нем буддийская ступа. Откуда ? Зачем? Но она здесь и она на своем месте. Закат встретили на вершине острова. Солнце медленно стекало, плавя лед, за западные холмы.

5689.jpg

Ступа Просветления на Огое

Поставили палатку и растопили печь – у нас появился шанс пережить эту ночь. Под горячий ужин и разговоры на тысячи разных тем, закончился наш первый автономный день. Он был полон разных эмоций: эйфории от движения вперед, боли в замерзших пальцах, восторга от природы.

День третий. Скала Шаманка

Мы живы! Ночью, к общему удивлению, в палатке было не холодно. А я сдуру напился чаю перед сном – после дневного забега очень хотелось пить. И мне пришлось проверить на себе всю суровость этого ледяного мира ночью. Бррр! Печь уже погасла и палатка стала остывать. Сначала нужно расстегнуть спальник. И тебе, такому теплому, мягкому и сонному по собственной воле вылезти из него. Но это только начало. Теплые ноги нужно засунуть в ледяные и жесткие ботинки. Хлоп, хлоп и ты в колодках. На неровных ногах пробраться к выходу, никого не раздавив, и выйти в открытый космос… К этому я так и не привык!

Утром Леха констатировал, что теперь все мы – настоящие отморозки. С фактами не поспоришь. Температура снаружи ночью опускалась почти до -30С.

Вообще жить на холоде можно, и даже жить в удовольствие. Как? Правило одно – постоянно двигаться. В таких условиях ты становишься настоящим трудоголиком. Подготовить место под палатку – за милую душу. Растянуть оттяжки – не вопрос. Нарубить дрова на лучинки – вперед. Погулять – да я совсем не устал. Остановился, сел – замерз. Так что все трудятся не покладая рук, приближая момент, когда можно расслабиться в натопленной палатке. И именно этот момент, не совру, – самый счастливый в походной жизни!

7.jpg

Вот такой простой, но чрезвычайно уютный быт внутри палатки

А еще в походе невозможно побыть одному, практически все мы делаем вместе: спим, едим, скользим… И если по-началу это может и раздражать, то очень быстро ты привыкаешь к такому быту и прикипаешь к людям. Нехитрые походные радости вы делите на всех поровну, усталость и тяготы переживаете вместе. И чудесным образом к концу похода превращаетесь в единый организм, который работает на одну цель. В этом чудо похода! Смнадцать человек, затерянные в бесконечных льдах Байкала, невероятно сближаются, как бы в противовес стихии, которая их окружает.

Но мы тут на Байкале не для того, чтобы в палатке нежиться. Мы здесь – совершать подвиг и смотреть красоту! Второй ходовой день приводит нас в Хужир – сердце Ольхона. Сердце, конечно не сам поселок, а мистическая скала Шаманка. Она магнитом притягивает… китайцев… Даже зимой их здесь как в Китае. Но это делает контраст между жизнью вне цивилизации и в ее центре еще сильнее. Как, оказывается, уютно и хорошо в нашей палатке, с моей командой.

8.jpg

В Шаманке, даже такой раскрученной, все-таки что-то есть. Красоту не спрячешь!

Первые два ходовых дня были проверкой для нас. Еще на первом брифинге гиды предупреждали, что только в этот день чисто технически можно сойти с маршрута. Если вдруг стало тяжело или быт оказался слишком уж суровым. Но в нашей команде семнадцать крепких орешков. И мы полным составом двинули дальше в дикие условия.

День четвертый. Узуры

Этот день мы начинаем не под песню льда, а под треск колес. По лютому бездорожью мы срезаем мыс …. Но сначала в Хужире пополняем запасы свежих продуктов и ништяков. Мчим в поселок Узуры.

9.jpg

Уазик пройдет везде. Топ-тачка у местных

Здесь находится единственная на Ольхоне метеостанция. К слову, вопрос погоды – второй по важности после вопроса, кто сегодня спит с краю. А какой у нас прогноз на завтра? Холодно? Не затягивает? Фуф. А ветер? Сильный. В лицо или в спину? Близость к природе и прямая зависимость от ее настроения делают свое дело с нашими интересами.

10.jpg

Стоянка среди ледяного безмолвия

Встаем в лагере в одной из закрытых от ветра бухточек. И именно сегодня начинается самый хардкор! Без связи, без поддержки, только наша команда и три Б – бескрайний Большой Байкал, пока мы не замкнем круг вокруг Ольхона.

День пятый. Мыс Хобой

Встали рано, чтобы встретить потрясающий восход в Узурах. Сегодня не нужно собирать палатку. Мы идем в радиалку к мысу Хобой – северной оконечности Ольхона. Налегке!

11.jpg

Самая северная точка Ольхона – мыс Хобой

Вообще интересное место Байкал зимой. Под ногами самое большое пресноводное озеро мира, а воды не хватает. Даже чистить зубы приходится со снегом. Термоса чая на день не хватает, а утолить жажду нечем. Видит око, да зуб неймет. Термос - чуть ли не важнее коньков.

Кто-то остался в лагере, чтобы отдохнуть перед следующим отрезком маршрута. А мы стартанули к Хобою. В таком формате можно реально кайфануть от катания и зрелища.

12.jpg

13.jpg

14.jpg

Под нами космос. Даже жалко по такому на коньках

Чистейший прозрачный лед всех оттенков синего. Угловатая геометрия трещин, уходящих куда-то в невероятную глубь. Пойманные в ловушку холода пузырьки воздуха и метана. Высоченные сокуи – ледяные волны, бьющиеся о прибрежные скалы. Они образуют невероятной красоты ледяные гроты и пещеры.

15.jpg

Ледяной грот. Такого добра мы повстречали немало

И простор!

День шестой. Пока не застигнет закат

Быстро сворачиваем лагерь – сказывается сноровка. Сегодня огибаем мыс Ижимей в сторону пролива Ольхонские ворота. Это самый длинный переход за весь поход. У нас нет конечной точки, прем до упора, до заката. Для нашей Анки, программистки и четкой девицы, такой план стал разрывам всех шаблонов с ее девайсами, планированием, поддержанием пульса в аэробной зоне. А мне такой план даже нравится, рубимся до последнего. У нас дом в санях, зачем париться!

Берег все время справа, слева – уходящая за горизонт бесконечность Большого Байкала. Сегодня я невольно вспоминал прочитанные в детстве книги про Нансена и Амундсена, Пири и Кука. Реально, мы почти такие же крутые. Мы преодолеваем тороссовые поля из взбесившегося льда. Проваливаемся в трещины. Мучительно ползем по снежным наносам. Это особенное удовольствие – тащить сани по снегу, они почти не скользят. Переобуваемся прямо на льду из коньков в ледяные ботинки, когда рельеф становится сильно пересеченным. И обратно. И так несколько раз за этот день. Очень тяжелый день, а мы счастливы!

16.jpg

И так бывало

И как работает команда. Не растягивается, все подстраховывают друг друга, резвые разгружают отстающих. Это фантастика! Такого единения я не чувствовал никогда ранее. Казалось бы, никак не связанные люди случайно оказались в одном месте, а ведь роднее их и не бывает.

18.jpg

Поле льдистых цветов на закате

Как только начинает садится солнце, пристаем к берегу. Вокруг идеальная тишина, пустота и волшебное “нихера”. Закрываю глаза и вижу рисунок трещин на льду, слышу песню коньков в голове. Иногда она прерывается реальным звуком – треском и вздохом Байкала, который переворачивается в своем зимнем спальнике.

День седьмой. Падь Идиба

Просыпаемся совсем матерые, совсем волки. Сегодня нам снова предстоит большой переход. Мы так далеко от цивилизации, что порой кажется, ее и нет вовсе. Идем к пади Идиба вокруг мыса Ухан. Работаем также, как вчера – на износ. Но сегодня поддерживает мысль о теплом зимовье, что ждет в этом уединенном горном распадке. Избушка и небольшая банька стоят прямо на берегу. Их построили французы, когда снимали здесь фильм “В лесах Сибири”. Всей командой надеемся, что она не занята и мы классно переночуем в настоящем доме. А еще нас там ждет заслуженная дневка.

19.jpg

Избушка в Идибе

Уже к вечеру добираемся до места. Сил хватает только на то, чтобы нарубить дров и растопить печь в избе.

День восьмой. Днёвка

Проснулся рано, появилась эта “вредная” привычка. В избе тепло, друзья мерно посапывают вокруг. За окном предрассветные сумерки и звенящая тишина. И такое счастье накрыло меня, что даже трудно вздохнуть! Как будто между мной и вселенной больше нет границ: я часть большого, большое – часть меня. Таких моментов в жизни наперечет. Их я трепетно собираю и храню для дней, когда становится неперносимо тоскливо. Их я ищу в своих путешествиях.

20.jpg

Все поднялись. В избе светло и пахнет оладушками. Гиды нажарили вкусноты на радость людям. Сюрприз так сюрприз. Гуляем по окрестным склонам и чилим весь день. Сегодня в ударе Нико, жарит на губной гармошке, как на рок-концерте.

Рубим дрова и прорубь для баньки. Тем, кому не хватило каталки, шпарят по льду налегке. А кто-то медитирует на краю “ничего”. Вечером греемся в жаркой баньке! До чего хорошо. Отдых лучше всего заходит после очень трудной работы. Завтра выдвигаемся в цивилизацию!

День девятый. Замыкаем круг – Сахюрта

Последний день на льду. Хотя я прилично задолбался гнать вперед и вперед, но сердце уже щемит грусть предстоящего расставания. С Байкалом, с друзьями, с походной жизнью, такой простой и наполненной. Катить легко, ветер толкает в спину. Полюбовались на крутой ледяной рельеф в проливе. Здесь почти всегда сильно дует и вода замерзает как есть – вздыбленная, переломанная. Очень красиво!

21.jpg

Я

22.jpg

Моя команда мечты

К вечеру мы на базе из которой стартовали так давно! Офигеваем от цивилизации, наслаждаемся комфортом, с облегчение вспоминаем пройденное. За спиной двести километров льда, одна прожитая жизнь. С собой заберу друзей и прожитое счастье!

Поход пройден с самой лучшей командой на Земле и туристической компанией “Страна Ветров”. Спасибо каждому, кто сделал это со мной. Спасибо гидам за веру в наши силы и смелость работать в таких условиях. Они единственные, кто делает такой формат на Байкале. С душой, огоньком, надежно и по-настоящему!